О новых требованиях к оборудованию объектов автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения при пожаре (обзор постановления правительства РФ от 01.09.2021 г № 1464)

О новых требованиях к оборудованию объектов автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения при пожаре (обзор постановления правительства РФ от 01.09.2021 г № 1464)Одним из самых трагических испытаний для человечества можно считать пожары, уносящие жизни людей и приносящие экономические убытки частным гражданам, предприятиях, государству. Недаром на высшем уровне большое внимание уделяется решению проблемы пожарной безопасности.

Каждый руководитель знает, что для соблюдения данных правил помещения/сооружения, относящиеся к классам повышенной опасности, должны быть оборудованы специальными приборами сигнализации, оповещения населения о пожаре, а также установками для своевременной ликвидации возгорания. Несоблюдение требований может стать причиной огромной беды.

В сентябре 2021 года было принято постановление, пересматривающее ранее действующие нормы для объектов, на которых необходимо оборудование специализированными средствами защиты от пожара. Данное постановление начинает действовать с первого дня первого весеннего месяца наступающего 2022 года. Срок актуальности требований, указанных в документе, – пять лет, таким образом, принятое постановление действительно до марта 2027 года.

В постановлении содержится информация о требованиях, предъявляемых к строениям и помещениям по созданию должного уровня пожарной безопасности для сохранения жизней и здоровья граждан, находящихся в этих помещениях, и имущества предприятий/организаций. Речь идет о наличии специального оборудования для тушения пожара и рабочих сигнальных систем, находящихся в эксплуатации на случай возгорания в помещении.

Текст постановления, как отмечают специалисты, во многом дублирует информацию, которая ранее была изложена в приказах МЧС Российской Федерации от 2003 года. Так, документ НПБ 110-03 за № 315 содержит нормы пожарной безопасности для различных помещений и сооружений, а также оборудования, для защиты которых требуется установка автоматических приборов пожаротушения и сигнализации, вовремя оповещающих об опасности. А приказ МЧС НПБ 104-03 за № 323 информирует о нормах проектирования систем оповещения в случаях возгорания в строениях и сооружениях. Этот факт считается одним из важных, поэтому ему отведен отдельный документ.

Если в документах МЧС наблюдается более подробное изложение норм и правил, касающихся пожарной безопасности объектов и людских ресурсов, то в принятом постановлении сведения компактны, даны без длинных подробных объяснений и ссылок на различные источники норм – ведомственные, территориальные и прочие. Кроме того, в документе не уделено внимание охранно-пожарной сигнализации. Удалены, кроме того, разъяснения, которых достаточно много в НПБ и которые в настоящий период потеряли актуальность.

Однако достаточно полно предоставлена информация о нарушениях требований. Случаи, нашедшие место в документах НБП, также пригодились и в тексте постановления. Так, указаны ситуации, когда в помещениях не установлены системы пожарооповещения и нет автоматических приборов тушения. Уделено внимание условиям оборудования помещений/сооружений специальными средствами для защиты в период пожароопасной ситуации. Зато авторы новых требований были весьма лаконичны в вопросе выбора противопожарной защиты – АУП, СПС, чего не скажешь о составителях приказов МСЧ по нормам и правилам пожарной безопасности, в тех документах приведен достаточно развернутый перечень.

Также стоит назвать дублирующую информацию, которая нередко переходит из одного документа в другой. В этом случае такая тенденция тоже наблюдается. Так, постановление вторит требованиям к системам противопожарной защиты, оповещения граждан и организации эвакуации, изложенным в документе СП 3.13130.3009 в пунктах 3.3, 4.1-4.5, а также НПБ в пунктах 3.3-3.4, 3.14-3.16 и 3.18. Авторы излагают уже ранее написанное, поскольку считают, что эти информационные моменты имеют большое значение для конкретики.

Схожесть информации постановления также можно заметить в пунктах, касающихся вопросов оборудования помещений автоматическими установками пожаротушения и сигнализации. На этот раз продублированы требования о перечне зданий/сооружений, в которых необходима установка соответствующего оборудования для защиты в пожароопасной ситуации. Это СП 486.1311500.2020. Повтор касается предъявления требований к строениям классов Ф1-4, которые необходимо оборудовать пожарной сигнализацией. Есть разъяснение по классу Ф-5. Данные информационные отрывки также значительны по важности. Подробные характеристики дают возможность понять, какое конкретное строение относится к конкретному классу, и принимать соответствующие меры по его оборудованию специальными пожароопасными приборами.

Стоит отметить, что помимо значимых повторов в постановлении содержится также информация, которая отсутствует в ранее действующих нормах пожарной безопасности. Это десятый пункт документа, который утверждает, что если при оснащении помещения/сооружения выполнено какое-либо условие «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» или обеспечена эвакуация населения с сохранением жизни и здоровья граждан на случай пожарной опасности, то автоматические установки пожаротушения в помещении не требуются.

В Постановлении также 6 приложений, как и Приказах МЧС. Это достаточно компактный документ с четко изложенными требованиями по правилам, касающимся соблюдения пожарной безопасности в помещениях/сооружениях.

Мы можем Вам
перезвонить